Россия занимает 4 место в мире по покупкам украшений

  • 25 Сентября 2013
  • Автор: Администратор
  • 0
  • 101
Россия занимает 4 место в мире по покупкам украшений 13 сентября в Москве состоялся Международный ювелирный экономический форум «Развитие ювелирной отрасли России и укрепление ее роли на международном рынке». Организатором Форума выступила Гильдия ювелиров России совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.

В работе Форума приняли участие представители российского Парламента, органов исполнительной власти, а также представители делового и ювелирного сообщества из России, США, Канады, Франции, Украины, Турции и других стран.

Во вступительном слове руководитель ФКУ «Пробирная палата России» А.В. Маркин указал, что в рамках деятельности Общественного экспертного совета при ФКУ «Пробирная палата России» ведется активная работа со всеми отраслевыми общественными организациями ювелирного сектора по вопросам нормативно-правового регулирования оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, причем в дальнейшем ведомство планирует продолжать работу над данными вопросами, не снижая заявленного темпа.

В своем выступлении А.В. Маркин обозначил актуальные тенденции развития ювелирного сектора Российской Федерации с учетом имеющихся данных о распределении добытого золота по секторам мировой экономики.

По данным агентства Thomson Reuters GFMS за всю историю золотодобычи и вплоть до конца 2012 года в мире было добыто 174 100 тонн золота, и практически половина от этого объема была использована в ювелирной промышленности.

Докладчик привел данные, согласно которым в настоящее время объемы золота, используемые для производства ювелирных изделий в мире, незначительно, но падают – в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, ювелирные изделия потеряли 3% от мирового рынка, в то время как значительно вырос спрос центральных банков и различных инвестиционных фондов.

Говоря о мировом рейтинге стран по потреблению ювелирных изделий, руководитель ведомства сообщил, что Россия продолжает уверенно занимать 4 место в мире, при этом в нашей стране отмечалась положительная динамика производства и потребления золотых ювелирных изделий. Это особенно отрадно видеть на фоне стран Западной Европы, США и Саудовской Аравии, в которых, по данным агентства Thomson Reuters GFMS, потребление аналогичной продукции неизменно падает.

Развивая тему потребления драгоценного металла, докладчик отметил, что в 2012 году аффинажными заводами Российской Федерации произведено 221,5 тонн золота, из которых лишь четверть была направлена на цели ювелирного сектора. По данным Росстата, в объеме ВВП общий объем рынка драгоценных металлов и драгоценных камней занимает лишь 1,3% в денежном эквиваленте. В общем обороте розничной торговли за 2012 год удельный вес ювелирного сектора составляет 0,8 %, что приближает его по этому показателю к рынкам косметики, парфюмерии и мобильных телефонов.

По данным ФКУ «Пробирная палата России» производство ювелирных изделий из золота и серебра вышло на докризисный уровень. Так, по итогам 2012 года, государственные инспекции пробирного надзора произвели опробование и клеймение 38,5 млн. золотых и почти 51 млн. серебряных изделий. В то же время, следует отметить, что по общей массе опробованных и заклейменных изделий от докризисного периода сектор отстает более чем на 30%. По мнению А.В. Маркина, сегодня отмечается тенденция увеличения производства недорогой, легковесной ювелирной продукции.

По данным ведомства в 2012 году сократился импорт ювелирных изделий: ввезено чуть более 5 тонн золотых изделий, а экспортировано всего 2,5 тонны. Средний вес экспортируемого изделия составил 10 грамм, в то время как на внутреннем рынке соответствующий показатель равен лишь 2,5 граммам.

В подтверждение уже упоминавшейся положительной динамики производства ювелирных изделий в России, руководитель ведомства привел свежие данные за первое полугодие 2013 года, согласно которым за 6 месяцев было вывезено ювелирных изделий более 4 тонн, что практически в 2 раза превышает суммарный объем 2012 года. При этом средний вес экспортируемых изделий вырос до 32 грамм. «Практически все ювелирные изделия, - уточнил руководитель ведомства, - не содержат драгоценных камней». При сохранении подобной динамики, по мнению ФКУ «Пробирная палата России», можно будет говорить об использовании экспорта изделий из драгоценных металлов в качестве предположительно «серых» финансовых схем.

Далее руководитель ведомства обратил внимание участников на данные Росстата, согласно которым по состоянию на 2012 год общее число занятых в ювелирном секторе составляет 15 641 человек, из которых непосредственно в производстве ювелирных изделий задействованы 10 304 человека, в розничной торговле – 4 799 человек и всего 538 человек - в оптовой торговле ювелирными изделиями и драгоценными камнями. До недавнего времени представители ювелирного сообщества неоднократно озвучивали информацию о количестве занятых в ювелирном секторе, при этом от данных Росстата приводимые ими цифры отличались на порядок. Безусловно, следует отметить, что у Росстата своя методика подсчета, основанная на агрегированных цифрах, предоставляемых государственными службами и ведомствами. Вполне возможно, что эти цифры не учитывают теневой сектор экономики.

Говоря о структуре внутреннего рынка, А.В. Маркин сообщил, что согласно данным Росстата, объем выручки от розничной продажи ювелирных изделий в 2012 году составил 163 млрд. 283 млн. рублей, при этом основная часть пришлась на продажи малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Приведенные выше цифры, безусловно, не столь велики и значимы, как цифры в нефтяном, металлообрабатывающем и иных стратегических секторах экономики. В то же время, для некоторых регионов ювелирное производство и торговля представляют достаточно значимый сегмент экономики. В качестве примера докладчик привел статистику по Костромской области. На Кострому приходится до 42% производства (в денежном выражении) всей ювелирной продукции России, за 2012 год Верхне-Волжская государственная инспекция пробирного надзора заклеймила почти 18,3 млн. золотых изделий суммарным весом почти 32 тонны. В структуре экономики Костромской области ювелирный сектор занимает 21%, что сопоставимо с машиностроением и деревообработкой.

Вместе с тем, даже при столь значительных цифрах ювелирного сектора ему сопутствуют определенного рода проблемы и трудности. В ходе выступления А.В. Маркина уже поднимался вопрос о так называемых «серых» финансовых схемах: в 2012 году в Костромской области был отмечен рост объема продаж ювелирных изделий на 26%, в то время как сумма налогов, поступивших в бюджет Костромской области от ювелирного сектора сократилась на 3%. Это вызывает справедливые вопросы о прозрачности деятельности ювелирного бизнеса в целом и в Костромской области в частности. Указанные цифры и соответствующие вопросы по ним уже озвучивались на официальном уровне, в том числе у губернатора Костромской области С.К. Ситникова.

В завершение своего выступления А.В. Маркин отметил, что, несмотря на сравнительно скромные экономические показатели и целый спектр сопутствующих проблем, ювелирный сектор является лицом рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Ювелирный сектор обладает одним очень важным качеством - большим «имиджевым» потенциалом. Ювелирные изделия - это не только товары народного потребления, но и произведения искусства, которые, как известно, оцениваются не по цене материала, а по таланту его создателя.

Российская государственная пробирная палата признательна руководству Гильдии ювелиров России, которое по достоинству оценило этот потенциал и прилагает усилия для того, чтобы основным двигателем развития сектора стало именно ювелирное искусство.

Данная позиция Гильдии ювелиров России представляется особенно важной в свете некоторых тревожных тенденций. Так, при росте производства ювелирных изделий, падает физический объем продаваемых изделий. По данным Росстата за последние 4 года в стране наблюдается систематическое снижение розничных продаж ювелирных изделий, произведенных в России. При этом объем выручки в рознице растет. В 2012 году, по сравнению с 2011 годом, объем выручки вырос почти на 15%, что составило без малого 20 млрд. рублей. Особенно примечательным является тот факт, что стоимость драгоценных металлов (например, золота), по данным ЦБ РФ, практически не увеличивалась, а в определенные периоды даже снижалась (на 01.01. 2012 – 1667 рублей за грамм, на 31.12.2012 – 1618 рублей за грамм). Учитывая приведенные данные можно сделать вывод о том, что рост выручки в рознице происходит за счет продажи импортных изделий.

Следует отметить, что количество легально ввезенных импортных ювелирных изделий в 2012 году по сравнению с 2011 годом практически не изменилось: по золоту уменьшилось с 2,06 до 1,98 млн. штук, а по серебру выросло лишь с 11,08 до 12, 07 млн. штук. Приведенные цифры позволяют предполагать, что основную часть 20 млрд. рублей роста выручки составляют продажи нелегальной продукции и продукции, ввезенной посредством «серых» схем. Это означает, что именно нелегальные и «серые» изделия замещают на рынке продукцию отечественных производителей. Эту динамику мы наблюдаем на протяжении последних 4 лет.

По мнению ФКУ «Пробирная палата России», сложившаяся ситуация представляет серьезную угрозу добросовестным производителям, которую необходимо преодолевать сообща государственным органам и всем отечественным производителям ювелирной продукции.

ФКУ «Пробирная палата России» ответственно заявляет, что эффективной мерой по борьбе с «серыми» схемами и нелегальной продукцией должна стать оптимизация контрольных функций Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему организаций в этой сфере. Трехлетний период фактического отсутствия государственного контроля за сектором драгоценных металлов и камней показал, что ситуация с нелегальным оборотом драгоценного сырья стала хуже.

ФКУ «Пробирная палата России» предлагает ювелирному сообществу принять участие в разработке комплекса мер, направленных на защиту отечественного рынка и добросовестных производителей от распространения на ювелирном рынке России нелегальной продукции из драгоценных металлов, продукции сомнительного происхождения.

Для ювелиров по-прежнему остается актуальным вопрос потребительского спроса и проблемы заключаются далеко не всегда в ассортименте. Одним из важных факторов стимулирования спроса на ювелирную продукцию является повышение доверия потребителей к ювелирным изделиям российского производства. Государственное пробирное клеймо гарантирует потребителям соответствующее содержание драгоценного металла в изделии, и степень доверия потребителей к пробирному клейму очень высока.

ФКУ «Пробирная палата России» выражает уверенность, что высокая репутация российского пробирного клейма могла бы поддержать имидж ювелирной продукции в целом. Уже сейчас некоторые крупные ювелирные производители используют пробирное клеймо в своих рекламных кампаниях. Можно было бы расширить эту практику, но при условии, что таким образом будут продвигаться действительно качественные ювелирные изделия.

Другие материалы из категории "Аналитика"

Покупки украшений демонстрируют рост

  • 36
29 апреля 2015 г.

Анализ данных по кредитным картам MasterCard показал, что расходы на приобретение украшений увеличивались ежемесячно в течение 25 месяцев подряд.

Подробнее

«Орлы» вновь впереди

  • 89
28 апреля 2015 г.

Цены на золото всю прошедшую неделю продолжали колебаться возле отметки $1200. В настоящий момент за унцию желтого металла дают 1182 доллара США.

Подробнее

Поиск колец – девайсы рулят

  • 116
27 апреля 2015 г.

Поиски обручальных колец и украшений при помощи смартфонов и подобных девайсов заметно возросли в первом квартале этого года.

Подробнее

Праздничные продажи в Индии

  • 103
27 апреля 2015 г.

Индусы верят, что купленные на Акшая Тритья золотые украшения принесут им удачу. И 21 апреля народ устремился за золотом.

Подробнее

Золотодобывающая отрасль Узбекистана

  • 228
24 апреля 2015 г.

Помощник председателя Союза золотопромышленников России Н.В. Дудкин подготовил доклад о золотодобывающей отрасли Узбекистана.

Подробнее

Роскошь онлайн

  • 265
22 апреля 2015 г.

В настоящее время лишь 5% от общего объема продаж товаров сегмента luxury производится онлайн. Но почти 50% «вызваны или находятся под влиянием» онлайн-событий.

Подробнее