Участники круглого стола рекомендуют Правительству РФ

Как сообщил Русской Ювелирной Сети главный редактор журнала "ДМ/ДК" Владислав Шинкаренко, в Комитете ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями - в ходе обсуждения за "круглым столом" влияния нормативно-правового регулирования на возможность расширения присутствия российских производителей драгоценных металлов на мировом рынке - в опубликованный 24 ноября Русской Ювелирной Сетью проект Рекомендаций в Постановление Правительства РФ об изменениях в таможенных пошлинах был внесён ряд новых предложений.

РЕКОМЕНДАЦИИ

участников «круглого стола» на тему: «Влияние нормативно-правового регулирования на возможность расширения присутствия российских производителей драгоценных металлов на мировом рынке»

Обсудив проблемы нормативно-правового регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности участники «круглого стола» отмечают, что в условиях экономических санкций бюджеты Российской Федерации всех уровней могут быть дополнительно пополнены путем расширения присутствия хозяйствующих субъектов отрасли драгоценных металлов на мировом рынке с предложениями высокотехнологических изделий из металлов платиновой группы, а также услуг по аффинированию сырья драгоценных металлов.

Нормативно-правовое регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности отрасли драгоценных металлов определяется Таможенным Кодексом Российской Федерации N61-ФЗ от 28 мая 2003 года и подзаконными актами, в частности, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В связи с этим был рассмотрен подготовленный Минэкономразвития России проект постановления Правительства Российской Федерации о введении экспортных пошлин на высокотехнологичную продукцию, (2843 90 900 0 и 7115 90 000 0 ТП ВЭД ТС - 6,5%), такую как химические соединения и технические изделия из драгоценных металлов.

В США и европейских странах экспортная пошлина на эту высокотехнологичную продукцию отсутствует. Принятие проекта исказит систему тарифного регулирования и заставит российских экспортеров высокотехнологичных изделий из металлов платиновой группы вернуться к экспорту товаров меньшей степени обработки.

Это прямо противоречит государственной политике по стимулированию экспорта высокотехнологичной продукции, в том числе подготовленной национальной экспортной стратегии России на период до 2030 года, согласно которой Минпромторгу России предполагается поручить развитие экспорта товаров кодов 2801-2843 и 7105-7118 с целевым среднегодовым ориентиром прироста 7,1%, а также обязательствам России перед ВТО в части законодательно предусмотренного постепенного обнуления вывозных таможенных пошлин по завершению переходного периода в 2012-2016 годов.

Введение фактически заградительной вывозной таможенной пошлины по ставке 6,5% на указанные товарные позиции лишит возможности российских экспортёров и производителей выдержать ценовую конкуренцию с зарубежными производителями аналогичной продукции,  что в свою очередь приведет к сокращению и даже возможному прекращению на ряде предприятий выпуска указанной продукции. В дальнейшем заказы отечественных потребителей этих видов инновационной продукции перейдут на импортные изделия, что будет не только экономически не выгодным, но и возможно проблематичным вследствие введения секторальных санкций США и Евросоюза в отношении Российской Федерации.

Важным ресурсом пополнения бюджетов Российской Федерации всех уровней является дополнительная загрузка российских аффинажных заводов зарубежным сырьем. Внутренний рынок драгоценных металлов России характеризуется ограниченностью источников сырья, что создает дефицит загрузки уже созданных производственных мощностей аффинажных заводов. Загрузка отечественных аффинажных заводов не превышает 40%.

Источники сырья для отечественных предприятий ограничены объемами добываемого в России минерального сырья и объемами вторичного сырья, собираемого предприятиями-коллекторами, на территории стран-членов Таможенного союза. На практике деятельность аффинажных предприятий в значительной степени ограничивается только территорией России. Недропользователи и предприятия-коллекторы стран-членов Таможенного союза зачастую предпочитают осуществлять переработку сырья либо на своих отечественных предприятиях-переработчиках, либо вне территории Таможенного союза, без учета возможностей переработки на аффинажных заводах стран, входящих в Таможенный союз.

Иностранные источники сырья формально доступны для российских аффинажных заводов как в процедуре переработки на таможенной территории, так и в в процедуре выпуска для внутреннего потребления на территории Таможенного союза. В России толлинговые операции не получили заметного распространения по причине длительных процедур согласования и получения разрешительных документов на переработку. Необходимость уплаты импортной пошлины полностью исключает экономическую возможность закупки зарубежного сырья в силу заградительного характера этой пошлины. В результате оборот по такого рода операциям практически никогда не существовал. Эффективно повысить загрузку мощностей российских аффинажных предприятий возможно только путем привлечения потоков импортного сырья. Наибольший интерес представляет вторичное сырьё, мировой рынок торговли которым значительно развит в настоящее время и оценивается в 18 млрд долларов США по данным статистики ВТО.

В условиях отмены ввозных пошлин экономическая целесообразность и высокие технологические показатели переработки создадут для российских предприятий возможность успешно конкурировать за многомиллиардный оборот данного вида сырья. Отмена этих пошлин приведет к увеличению оборота драгоценных металлов, ввозимых на внутренний рынок, и росту бюджетных поступлений без какого-либо ущемления фискальных интересов государства. Дополнительный ввоз сырья будет также сопровождаться уплатой НДС, что позволит государству располагать дополнительными средствами на период возмещения налога.

В целях поддержки отечественной отрасли производства драгоценных металлов представителями бизнес-сообщества неоднократно предлагалось распространить приоритетное право переработки сырьевых ресурсов странами-членами таможенного союза на территории таможенного союза по аналогии с правоприменением на национальном уровне в российском законодательстве. Данная норма нетарифного регулирования в России предполагает оценку каждого обращения по вывозу сырьевых ресурсов, содержащих драгоценные металлы, на предмет их технической возможности и экономической целесообразности переработки на отечественных аффинажных предприятиях. Оценка реализуется посредством соответствующих запросов, направляемых федеральными органами исполнительной власти в предприятия отрасли.

Однако на протяжении последних двух лет отечественные аффинажные предприятия не получают таких запросов. Одновременно объем вывоза сырьевых ресурсов в особенности ломов и отходов драгоценных металлов возрос в текущем году относительного предыдущего года. При этом в числе вывозимых материалов, присутствуют такие, возможность переработки которых существует на большинстве отечественных аффинажных предприятиях на договорных условиях.

Таким образом, можно констатировать, что механизм нетарифного регулирования таможенного законодательства не работает, материалы продолжают вывозиться, и должная поддержка отечественной отрасли драгоценных металлов не осуществляется на государственном уровне. Возврат к соблюдению существующего механизма во взаимодействии с участниками отрасли и его распространение на страны-члены таможенного союза окажет существенное влияние на развитие производителей драгоценных металлов.

Данные предложения также учитывают интересы отечественных недропользователей, поскольку аффинажные заводы, получив экономический эффект от увеличения масштаба производства, смогут предложить лучшие условия переработки минерального сырья на внутреннем рынке.

Проанализировав проблемы нормативно-правового регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, участники круглого стола рекомендуют Правительству Российской Федерации:

1.   Рассмотреть возможность вернуть на доработку подготовленный Минэкономразвития России проект Постановления Правительства Российской Федерации «Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств- участников соглашений о Таможенном союзе» ID проекта: 00/04-19415/10­14/12-13-3.

2.   Рассмотреть возможность принятия решения об отмене ввозных пошлин на вторичное сырье, содержащее драгоценные металлы.

3.      Рассмотреть возможность принятия решения об отмене ввозных пошлин на минеральное сырье, содержащее драгоценные металлы.

4.      Рассмотреть возможность исполнения нормы нетарифного регулирования по вывозу сырьевых ресурсов во взаимодействии с участниками отрасли в соответствии с п. 23 Указа Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1137 “Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы” и распространение ее правоприменения на страны-члены таможенного союза.
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru